1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (7 Votes)
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

8 июля 1853 года, американский коммодор Мэтью Перри привел под своим руководством 4-е корабля к гавани в Токийском заливе, тем самым стремясь восстановить торговлю Японии с остальными миром, которая была оборвана на протяжении двух сот лет.
М.Перри

Несмотря на то, что Мэтью часто приписывают первый контакт с Японией за всю историю ее существования, португальские, испанские и голландские торговцы часто водили свои суда к берегам Японии в 16-17 веке. Попытки насадить свою религию, а также ведение недобросовестной торговли заставили Японию изгнать большинство торговцев, а для остальных - ввести жесткие правила. За два последующих столетия, причаливать к портам Японии можно было только по специальным разрешениям, и то, лишь горстке голландских и китайских торговых кораблей.

Причины возобновления торговых отношений между Японией и Западом

Существовало несколько причин тому, почему Соединенные Штаты стали заинтересованы в активизации контактов между Японией и Западом в середине 19-го века. Во-первых, сочетание открытия китайских портов на засадах регулярной торговли и аннексии Калифорнии, которая стала гарантом выхода в Тихий океан для Америки, а так же началом налаживания торговли со всей Азией. Во-вторых, Америка начала использовать пароходы в Тихом океане вместо парусных кораблей, что требовало найти места для дозаправки их углем. Сочетание выгодного географического положения и слухов, что Япония открыла большие запасы угля, увеличили необходимость коммерческих и дипломатических контактов с ней. Кроме того, американская китобойная промышленность прокладывала пути в северной части Тихого океана на время середины 18-го века, потому остро стал вопрос о поисках безопасных от непогоды мест и станций снабжения. Еще одной, возможной, причиной миссии Перри стало расследование кораблекрушений американских судов у берегов Японии. По молве между американскими моряками, японцы очень жестоко обращались со спасенными моряками.

Задача коммодора Перри не была первой американской увертюрой к японцам. В 1830-х годах, дальневосточная эскадрилья ВМС США направила несколько миссий из своей региональной базы в Гуанчжоу (Китай), но в каждом случае японцы давали отказ на швартовку, да и флот не имел полномочий от правительства США силой войти в порты. В 1851 году президент Миллард Филлмор санкционировал формальную военно-морскую экспедицию в Японию, чтобы вернуть потерпевших кораблекрушение американских моряков, которые сели на мель вблизи берегов Японии. Он послал коммодора Джона Аулика для выполнения этих задач, но перед этим Аулик покинул Гуанчжоу. Вскоре он был разжалован и заменен на Мэтью Перри. Будучи всю жизнь военно-морским офицером, Перри отличился в американо-мексиканской войне и сыграл важную роль в содействии перехода морского флота Соединенных Штатов с парусного в паросиловой тип.

корабль М.Перри

Перри первым делом приплыл к островам Рюкю (Окинава), на юго-западные острова Бонин и юг основных японских островов, везде требуя, чтобы люди, которые находились в тех местах, содействовали ему. Затем он поплыл на север, в залив Эдо (Токио), неся письмо от президента США адресованное Императору Японии. Обращаясь в письме к Императору, Соединенные Штаты продемонстрировали свою некомпетентность в сфере знаний о японском правительстве и обществе. В то время Император был подставным лицом, а истинное руководство Японии находилась в руках сегуната Токугава.

прибитие Перри в японию

Прибыв к японским водам с небольшой эскадрой кораблей ВМФ США, Перри и его товарищи считали, что единственным способом убедить японцев принять западную торговлю - была демонстрация военной мощи. В то же время Перри привез множество подарков Императору, среди которых был телескоп, полностью функциональная модель паровоза, телеграф, массу ликеров и вин, чтобы произвести впечатление прогрессивности Запада. Тем не менее, миссия коммодора состояла в том, чтобы заключить соглашение с японским правительством о защите прав потерпевших кораблекрушение американцев и открыть несколько портов для снабжения и дозаправки пароходов. Дерзость Перри в запретных водах Японии, демонстрация силы, а так же впечатления от новшеств другого мира, в конечном итоге заставили Императора Японии рассмотреть предложение об открытии торговли с Западом.

Договор Канагава между США и Японией

Весной следующего года, Перри вернулся с еще большей эскадрой, чтобы получить ответ. Японцы с неохотой согласились на требования Перри, но обе стороны подписали Договор Канагава 31 марта 1854 г. В соответствии с условиями договора, Япония будет заботиться и отвечать за спасенных в кораблекрушениях американских моряков и откроет два порта для дозаправки и снабжения кораблей Америки: Симода и Хакодатэ. К тому же, Япония дала Соединенным Штатам право назначать консулов для жительства в вышеуказанных портовых городах с привилегиями, которые ранее не доставались ни одному из государств. Этот договор не был коммерческим и не гарантировал право на торговлю с Японией. Тем не менее, в дополнение к пункту о проблемных американских кораблях в японских водах, в договоре содержится положение о статусе наиболее благоприятствуемой нации, так что все будущие уступки в контактах Японии с внешним миром, будут наибольшим образом одобрены в США. В результате этого, Перри предусмотрел лазейку в договоре, которая позволила развитие торговых отношений с Японией.

перри, подписание договора японии с сша, торговые отношения с Японией

Подписание коммерческого договора Харриса

Первым консулом США, назначенным в японский порт, был Таунсенд Харрис. Как и многие из ранних консулов в Азии, Харрис был Нью-Йоркским купцом и имел опыт в делах с китайским импортом. Он прибыл в Симоду в 1856 году, но, не имея аргумента в виде эскадры как у Перри, Харрису потребовалось потратить гораздо дольше времени, чтобы убедить японцев подписать более обширный и содержательный договор. В конечном итоге японские чиновники помнили, как Британия силой открывала торговые пути с Китаем, и не захотели закладывать начало возможному кровопролитию. Соединенные Штаты и Япония подписали свой первый настоящий коммерческий договор, иногда называемый Договором Харриса, в 1858 году. Европейские державы вскоре последовали примеру США и разработали свои собственные договоры с Японией. Сама же Япония направила свою первую миссию на Запад только в 1860 году, когда японские делегаты отправились в Соединенные Штаты, чтобы ратифицировать Договор Харриса.

корабль перри

Хотя Япония открыла свои порты для современной торговли неохотно, но как только она сделала это, страна сразу воспользовалась новым доступом к современным технологическим разработкам. Открытие для себя Запада позволило Японии модернизировать свою армию и быстро подняться в положение самой мощной азиатской державы на Тихом океане. В то же время, процесс, посредством которого Соединенные Штаты и западные державы заставили Японию войти в современные коммерческие связи, наряду с другими внутренними факторами, ослабили позиции сёгуната Токугава настолько, что он отошел от власти сам по себе. Император получил формальный контроль над страной в резиденции Мэйдзи в 1868 году для последующего долгосрочного процветания Японии.

Автор © 2016 Александр Лебедев