1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (7 Votes)

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Японская чайная церемония называется Chanoyu, Садо или просто Оча на японском языке. Это хореографический ритуал приготовления и сервировки японского зеленого чая, который называется Матча. При этом используют традиционные японские сладости, дабы перебить горький вкус напитка. Каждое движение людей в церемонии – заранее выверено, так как суть мероприятия не в смаковании чая, а в эстетике подготовки и проведения. Даже размещение всей утвари как на столе, за которым сидят гости, так и в комнате приготовления - согласуется со строгими правилами.

Ритуал подготовки церемонии обязательно требует наличия хозяина, так как только он решает какая еда (Кайсэки) будет подана, как будут размещаться цветы и т.д. При выборе посуды, господин должен четко учитывать социальное положение гостей.

Вместе с появлением чайных церемоний и соответствующих ремесел в 12-м веке, были основаны и продвинуты на новые уровни эстетическое созерцание флористики, керамика, каллиграфия.

Что такое японская чайная церемония? Японская чайная церемония является уникальным художественным развлечением, которое сопровождается питьем зеленого порошкового чая. Хотя японский зеленый чай был завезен в Японию из Китая около 8-го века, но именно порошкообразный смог получить распространение только к началу 12-го, а сама практика распития Матча во время важных мероприятий у знати – только после 14-го века. Исходя из этого, Япония начала наполняться новыми ремеслами и художественными деятелями для того, чтобы изготовить, а после правильно и высококлассно стилизировать каждую деталь церемонии.

Став свидетелем чаепития, или непосредственно принимая участие, можно понять, что чайная церемония – это в первую очередь ритуал очищения мысли и нахождение себя вне мирской суеты. Искусство проведения чайной церемонии дает возможность участвующим оценить простоту дизайна, атмосферу полного спокойствия  держа в руках чашу наполненную напитком, а также гостеприимство хозяина мероприятия.

Посуда для чайной церемонии в Японии

Комплект для приготовления чая называется Догу (道具, в буквальном смысле -  инструменты). Большое разнообразие приборов в Догу необходимо даже для самых элементарных чайных церемоний. Полный список и описание всех имеющихся «инструментов» для приготовления чая, расходных материалов и их стилизация может заполнить несколько сотен или даже тысяч страниц описания. Большая часть приборов просто необходима для соблюдения правил проведения полной чайной церемонии Chaji (с едой Кайсеки), а так же при обучении студентов во время Кейко. Сбор необходимых инструментов для Догу может занять всю жизнь и вылиться в весомое состояние, так как цены могут быть очень высоки для старинных вещей, которые, к тому же, сделанные известными художниками. Ниже приведен краткий перечень основных компонентов:

Ча-ирэ (茶 入) (чайница): Ча-ирэ, как правило, являет собой небольшую «пузатую» посудину (но формы могут существенно варьироваться), имеет крышку из слоновой кости. Ча-ирэ обычно делают из керамики и хранят в декоративных мешочках под названием Шифуку.

Ча-ирэ используется при заваривании густого чая под названием Коича, предназначенного для гостей. По мере того, как Ча-ирэ начинала считаться одной из благородных частей чайного оборудования, она ритуально очищалась с помощью Фукусы, перед тем как внутри начинали заваривать чай. Гости могли попросить почистить чайницу как только она опустошалась.

Чейкин (茶 巾) (ткань): представляет собой прямоугольный, белый кусок ткани из лена\конопляных волокон. Этот инструмент используется для очисти чаши как только гость закончил пить зеленый чай и вернул ее.

В комнате подготовки Мизуя Чейкин промывают, затем осторожно растягивают, чтобы удалить складки и сложить два раза по длине и раз на одну треть в ширину. Потом ее кладут в чашу вместе с чайной ложкой и маленьким помелом. Во время чайной церемонии ткань убирают из чаши и кладут на Каме (чайник), либо возле него. Различные виды Чейкинов используются в зависимости от чая.

Чейсин (茶 筅) (помело): чайные помело вырезаны из цельного куска бамбука. Хотя они являются частью церемонии, (ими размешивают заварку в горячей воде), помело сами по себе не считаются компонентом Догу.
Помело изготовлены из трех видов бамбука: копченого, свежего или высушенного, а их рабочая часть - из тонкоразрезанного (мягкого\твердого). Такая вариация зависит только от чая, который будет в чаше.

Чейшейку (茶 杓) (чайная ложка): ложки вырезаны из куска бамбука или слоновой кости. Это очень важный инструмент для получения правильных пропорций чая. Бамбуковые ложки, в независимости от стиля, обязательно имеют узелок по центру. Сами же ложки используются, чтобы зачерпнуть чай из Чейирэ или Нацумэ в чашу. Большие ложки используются в подготовительной комнате для переноса чая и не показываются гостям. Стили ложек зависят только от церемонии.

Чейвен (茶 碗) (чайная чаша): самая важная часть любой церемонии, ведь без наличия чаши чай невозможно будет подать гостям. Выбор чаш очень велик, начиная от размера и заканчивая росписью. Зачастую подбор осуществляется в зависимости от вида чая, который будет в ней. Мелкие чаши способствуют быстрому охлаждению чая и потому используются летом; глубокие чаши - в зимний период, чтобы сохранить напиток горячим в течении более длительного времени. Чаши имеют свои имена, которые перенимают у своих создателей, либо мастеров церемоний. На сегодняшний день используют чаши, которым, наверное, больше 400 лет, но только для особых случаев. Лучшие чаши всегда изготовлялись в ручную и имеют большую культурную и историческую ценность. Поврежденные чаши ремонтируют с помощью смеси лаков и натуральных ингредиентов. Так же добавляется сухое золото, чтобы скрыть темный цвет лака. Такой ремонт называют Кинтсуги или "вместе с золотом". Кроме того многие ингредиенты и без того содержат добавки золота. Чаши отремонтированные таким образом используются в основном в ноябре, когда мастера практикующие чайные церемонии, начинали использовать Ро как выражение и празднование Вейби или скромной простоты.

Фукин (布 巾): ткань, которая используется для протирки чистой чаши после того, как чашу подали гостю. Обычно кладется на освещенной Каме во время приготовления чая. Она также используется при заваривании чая в чайнике, чтобы не разлить воду.

Фукуса (袱 紗) (шелковые ткани): представляет собой квадрат шелковой ткани. Используется для ритуального очищения Чейшейку и Нацумэ и в обращении с горячей крышкой Кама. Фукуса иногда используются гостями, чтобы защитить чайные принадлежности во время их изучения (хотя обычно такие ткани представляют собой особый стиль, называется Кобукуса или Дашибукуса). Фукуса чаще всего одноцветные и без рисунка, но не исключена иная стилизация. Есть разные цвета для мужчин (как правило, фиолетовый) и женщин (оранжевый, красный), для людей всех возрастов и уровней умений (рабочих\военных), различных церемоний и школ. В некоторых школах, в том числе Урасэнкэ, предпочитают вводить парчевые ткани или узорами, в то время как некоторые предпочитают использовать более простые. Размер и способ создания Фукусы был, якобы, придуман второй женой Сэн-но-Рикю, который был экспертом чайных церемоний.

Фуро (風 炉) (переносная жаровня): портативная жаровня, используемая в весенне-летний сезон. Фуро имеют различные формы. Первые жаровни делались из бронзы, но по ходу освоения других видов материалов, железные или глиняные Фуро уже никого не удивляли. Неглазурованная глина фуро покрыта черным лаком, так как такому цвету отдали предпочтение на официальных церемониях. Жаровня также помещалась в небольшие лакированные формы, чтобы уберечь ее от возможного урона. На краю фуро есть прорези или отверстия, чтобы поддерживать нормальное горение внутри.

Фута (蓋) (подсветка для чайника): инструментом освещения чайника обычно называют Футой. Это устройство обычно изготавливают из чугуна. Оно имеет ручку различных форм.

Фута-оки (蓋 置) (держатель черпака): в начале ритуала чайной церемонии, Футы и Фута-оки держатся непосредственно вместе пока вода не нагреется. В это время бамбуковый черпак (Хишэйку) помещают на Фута-оки, пока он не понадобится для набора воды из чайника (Камы). Во время забора воды из чайника, черпак держится в левой руке, в то время как правой рукой убирается подсветка чайника. После того, как Фута помещается на Фута-Оки, черпак будет размещен на Каме, пока не используется.
Фута-оки часто изготавливаются из бамбука, обычно с узелком возле середины. Фута-оки размещается на специальной мебели (где и происходит действие с черпаком), а по ненадобности - убирается на нижнюю полку до конца церемонии. Но фута-оки из бамбука никогда не используют вместе со столом.

Хибэчи (火 鉢) (огненная чаша): является большой деревянной коробкой или глиняной посудой, которая остается в комнате приготовления и используется только для подготовительных целей. В ней разводят небольшие костры для создания горящих углей, которые используются в Фуро и Футах.

Хишэку (柄 杓) (ковш\черпак): это длинный бамбуковый черпак с узелком по центру. Он используется для передачи горячей воды из железного чайника (кама) к чаше при приготовлении чая. А так же для долива свежей воды как в чайник, так и в чашу. Черпак обычно приносят в комнату вместе с Кэнжи и Фута-оки. Иногда ковш ложится на специальную мебель и не убирается оттуда до конца церемонии.

Различные размеры черпака используются для многих видов церемоний и в разные времена года. Его самая большая версия используется для ритуального очищения, которое проводится для гостей перед входом в чайную комнату в саду Тсукубэй.

Кама / Чэйноюгама (釜) (железный горшок, или чайник): кама используется для нагрева воды. Сам чайник сделан из железа или меди. Кама вносится с подсветкой и остается на месте до тех пор, пока у каждого гостя не будет в руках полной кружки. Чайники для церемоний изготовлены из чугуна и кованого железа, чтобы была заметна отличная компонировка дна и основы. Тем не менее, крышки могут быть изготовлены из бронзы, меди, латуни, серебра и даже из древнего бронзового зеркала. Иногда чайник перемещается, чтобы поместить его на свежий уголь (Суми) или, в очень редких случаях, подвесить над огнем. Две отлитые петли на ручке используются для переноса, либо подвешивания. Чайники, которые передавались из поколения к поколению, имеют богатую историю, а так же имена своих владельцев, которыми называли разные части Камы. Днища чайников бывают круглыми, закругленными и квадратными. На самом же чайнике может быть гравировка в виде гор, морды дракона или всходов бамбука.

Кэнсю (建 水) (сосуд для «технической» воды): данный инструмент чайной церемонии содержал воду, которой мыли чашу после того, как с нее был выпит чай. Он изготовлен из металла, глины или древесины. Так же как и у остальных инструментов церемонии, Кэнсю имеет много разных форм и видов, но только чашеобразная - является наиболее распространенной. Некоторые чаши также лакируют. Чистый Кэнсю является обязательным атрибутом церемонии, а повторное использование воды в нем на виду у гостей недопустимо.

Натсумэ (棗) (коробка для чая): Натсумэ назван так из-за своего сходства с мармеладом. Предмет представляет собой деревянный расписной цилиндр, половиной которого представляет собой круглая крышка. Используется на ряду с другими принадлежностями для церемонии. Качество чая, которое содержится в коробке, напрямую зависит от ее изысканности.

Шифуку (仕 覆) (мешочек с шнурком): являет собой вместилище для переноса чайницы. Изготавливается из различных видов высококлассного шелка (место создания не имеет значения) и, зачастую, является одним из самых дорогостоящих атрибутов на церемонии. По окончанию церемонии, традиционно, гости могут попросить рассмотреть мешочек поближе.

Одна чайница может иметь набор до пяти разных мешочков, так что за время церемонии гости вряд ли увидят один и тот же.

Кобукуса (古 帛 紗) или Дашибукуса (出 帛 紗) (шелковые ткани): квадрат шелковой ткани, примерно 15 на 15 см. Разница между Ко и Даши лишь в том, что последние более толстые и дорогие. Каждый человек на церемонии, не зависимо от того, гость он или хозяин, должен иметь в своем распоряжении Кобукусу. При ношении кимоно, ткань фиксируется на груди, а в другом случае, если гости пришли в другом одеянии, то специально для хранения ткани дают бумажник Кайши. Ткань часто используется для защиты чайных инструментов при осмотре гостями, а так же - как подкладка, чтобы не пролить воду. Дашибукуса имели свое собственное имя (часто использовалось имя самого создателя) вышитое на них или же короткие части поэзии. Гостям было позволено узнать откуда у ткани появилось имя.

Ро (炉) (глубокий поддон): этот  инструмент используется в осенне-зимний период, когда становится холодно. Из себя представляет углубленную коробку из металла или глины. В нее закладывается уголь (по желанию могут добавить каких-либо ароматических трав) и ставится чайник для подогрева. Данная конструкция обеспечивает прекрасное сохранение тепла, а потому незаменима при церемониях на улице в холодную погоду.

Якан (薬 缶) (кувшин для воды): используется в чайной церемонии для долива холодной воды. Вода заливается в него строго с расчетом на определенное количество гостей. Перенос Якана осуществляется на уровне живота близко перед собой. После долива воды, под носиком проводят Чейкином, чтобы не оставлять на кувшине и других предметах капель воды. Материал изготовления и виды столь же разнообразны как и у остальных приборов церемонии.

Автор © 2016 Александр Лебедев